On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
admin
администратор


Сообщение: 385
Зарегистрирован: 20.12.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.15 09:04. Заголовок: Возможно мы обряды знаем слабо, возможно мы их стали забывать


Источник: http://www.world-travel.uz/info/i_id/147/

Рахматуллаев Максуд

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ УЗБЕКИСТАНА:
СВАДЬБА СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ - СВАДЬБА В САМАРКАНДЕ



Слово «свадьба» в русском языке обозначает торжественное мероприятие посвященное заключению брака.
В узбекском (таджикском) языке есть слово «ту'й» имеет более широкое значение, и в том числе обозначает и ту самую свадьбу.

У нас есть просто туй, писар туй, бешик туй, фотиха, нон-шиканон, рубинон, талбон и много других мероприятий до свадебных и послесвадебных.
В этом тексте слово «свадьба» будет иметь значение любого до свадебного или послесвадебного мероприятия.

Так как я сам самаркандский, то больше буду писать именно о самаркандский свадебных обычаях и обрядах, на многих из которых мы побываем во время этого тура.

Особенность самаркандской жизни заключается в том, что здесь у людей практически нет личной жизни. Жизнь подчинена общественно-семейным традициям, обрядам и обычаям.
Очень много различных мероприятий и событий.
Вообще жизнь среднего человека посвящена именно этим мероприятиям.
К их подготовке, проведению, посещению мероприятий устраиваемых другими людьми.

Нас интересуют свадьбы и давайте о них и поговорим.

Какие бывают свадебные мероприятия:

Нон-шиканон («ломание лепешек»)

Фотия (в основном только для женщин)

Самбусахурон (поедание самбусы, пирожков)

Сабзи-поракунон (морково-резание)

Тупаланг-ош (есть вариант паланг ош - утренний плов, только для мужчин)

Дуэль на ногах - шуточная "драка" с наступанием на ногу за право стать главой семьи

Ёр-ёр ночное шествие от невесты к жениху с факелом, музыкой и песнями

Вечер (сама свадьба в обычном понимании слова)

Рубинон ("смотрение лица")

Нахор-ош (в Таджикистане Оши нахор) - утренний плов, в основном для мужчин

Талбон (тоже что-то вроде смотрин, но уже в доме у невесты)

Чиллагурезон (свадебные "проводы 40 дней").

Писар туй (обрезание мальчиков)



Получился внушительный список.
И каждый, кто собирается выдавать замуж или женить проходит все стадии этих мероприятий.

Такого обилия досвадебных и послесвадебных мероприятий и обрядов, наверное, нет больше нигде в мире.
Такое можно встретить только в Самарканде.
Все начинается со сватовства. После того, как все решили, то сторона невесты приглашает к себе несколько родственников, и ломают лепешки («ноншиканон»).

Через несколько дней (недель) сторона невесты делает «фотия»
- это уже мини-свадьба с музыкой и большим количеством гостей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха.
Если «ноншиканон» в основном это мужское мероприятие, в котором принимают участие старики, то «фотия» - в основном это женское мероприятие.
В обоих случаях сторона невесты почти никаких расходов не несет, всем необходимым обеспечивает мужская сторона.

Например, на любом мероприятии должен быть плов.
Плов – это всегда последнее блюдо.
Если подали плов, значит скоро уходить.
На «фотия» тоже делают плов.
И вот все ингредиенты плова предоставляет мужская сторона – барашек, масло, рис, морковь и т.д.
Количество всех этих компонентов обговаривается на "фотия".
В основном, все измеряется мешками и канистрами.

На это мероприятие сторона жениха посылает также и подарки для невесты.
Это два огромных сундука, в которых одежда, материалы, полотенца, косметика и т.д. и т.п.
На обратном пути сторона жениха забирает подарки жениху, подготовленные стороной невесты.
Это куртка, костюм(ы), рубашки, белье, туфли, полотенца и т.п.

На «фотия» бывает человек по 50-100 с каждой из сторон.
Короче, толпа женщин и они веселятся.
Как положено, водка, коньяки, вина, 3-4 горячих блюда и 3-4 часа времени.

На это мероприятие сторона жениха собирается сначала дома у жениха, а потом все усаживаются в арендованный для этих целей автобус и к невесте.
На «фотия» назначается день свадьбы. Обычно она бывает через несколько недель.

Я помню, раньше сами свадьбы длились 2-3 дня подряд.
Сейчас почти все перешли на однодневный режим.

Подготовка к мероприятиям и сами мероприятия проходят и в доме невесты, и в доме жениха.
Да, кстати, все мероприятия проходят дома, не в ресторанах.
Вернее, так было.
Дело в том, что 10-15 лет назад узбеки и таджики вообще не жили в квартирах.
У всех были дома на земле и у всех была возможность проводить свадьбы у себя дома.
Если двор маленький, то можно было у соседа – это было запросто.
Или если и у соседей двор маленький, то прямо на улице.
Улица огораживалась, ставились столы и стулья и вперед.

Вообще для любой семьи свадьба – это одно из самых больших и ожидаемых событий.
Например, моя семя – вся большая семья, очень ждала этот день.
Лет 10 назад было принято жениться очень рано.
В свои 24 года я считался не очень и молодым женихом.
К тому же я единственный сын, старший внук, желанный первый сын, первого сына.

Мозги мне крутили со свадьбой с 18 лет, наверное. И вот дата свадьбы назначена.

Уже за неделю (а некоторые и за месяц вперед) все дяди, тети, близкие двоюродные братья и сестры начинают ЕЖЕДНЕВНО по вечерам, а некоторые и целый день, бывать в нашем доме.
Нужно двор привести в порядок, сходить на базар купить бычка и баранов, рис, морковь, подготовить соленья, варенья и т.д. и т.п.
Заказать 200-300 лепешек, пригласить всех знакомых и родственников.

Приглашают у нас персонально заходя каждому домой.
Представьте, столько мероприятий и на каждое нужно ехать домой и приглашать.
Причем для приглашения должны ехать как мужчина, так и женщина.
Мужчина приглашает мужскую часть семьи, а женщина женскую.
По телефону приглашения не принимаются. Вернее не принимались раньше. Сейчас можно и по телефону, но это считается неуважением. Представьте себе, сколько нужно объездить, чтобы пригласить всех родственников и знакомых.

Например, если брать мою свадьбу, то было приглашено только на вечер где-то 400 человек.
А бывает, что и 1,000 человек приглашают.

Вот тут-то и может понадобиться помощь родственников и друзей, потому что одному со всем этим фронтом работать не совладать:
нужно пригласить людей, найти посуду, притащить несколько котлов по 3-4 пуда, найти ковры и обить весь двор по периметру, найти видео-мена, и фотографа, пригласить артистов, зарезать скотину, приготовить салаты, привезти столы и стулья, расположить их во дворе, провести электричество и повесить огромные лампочки по всему двору и т.д. и т.п. и т.д. и т.п. и еще раз и т.д. и т.п.

За день до свадьбы уже все родственники в нашем доме, уезжают к себе только ночевать, некоторые остаются.
В доме переворот. Но уже почти все готово. Приходят соседи на помощь.
В этот вечер шинкуют морковь на завтрашний плов.
Поэтому этот день называется «сабзи-поракунон» - «морково-резание».
Шинкуют 1-3 мешка моркови. Этим занимаются взрослые мужчины. Некоторые приходят на это мероприятие со своими острыми ножиками. Молодежь расставляет столы, стулья и прибивает ковры.
В этот день может собраться человек 50. Для них вечером готовится ужин. Все друзья жениха рядом с ним. Проводы.

Утро жениха начинается с поиска цветов, стрижки-укладки.
В намеченное время (в основном к 12-13 часа) все кому положено едут к невесте - молодежь на своих разукрашенных авто, а старики в автобусах.
Среднее поколение остается дома, чтобы вечером встретить жениха уже с невестой и гостями.

Кортеж, сигналя, подъезжает к дому невесты.
Во двор сначала заходят старики.
За стариками заходит жених со своими друзьями с музыкой, танцами и плясками.
Мужчины и женщины сидят отдельно. В общей сложности со стороны жениха приходят человек 50.
Это мероприятие называется «тупланг-ош».
«Ош» - это плов, а «тупаланг» - неразбериха, бардак.

Здесь подают всего два блюда – лапша с фрикадельками и плов.
Никаких водок и напитков.
После плова на жениха надевают «чапо(а)н» - велюровый ватный халат и тюбетейку:
поздравления, аплодисменты… После этого можно идти и к невесте, в смысле за ней :).

Беру букет, музыканты берутся за свою веселую работу и я иду к Нигине.
Все веселые, радостные, пляшут родственники…
Невеста за ширмой, я не могу увидеть ее…

Затем начинается «драка» или «дуэль на ногах».
Жениху (или невесте) нужно наступить на ногу невесты (или жениха).
Кто первым наступит на ногу, тому и быть главой семьи в доме.
Нигина очень долго сопротивлялась, даже «нападала» на мою ногу.
В свадебном платье, вся красивая и несколько неприступная, в белом длинном платье, которое так некстати закрывает туфли, на которые я никак не могу наступить.
Мое терпение кончается я задираю ее платье и… ноги не обнаруживаю – приподняла она ногу для ответного удара. :)
Короче, потом ей бабушка сказала, чтобы она успокоилась, и я все-таки наступил на ее ногу.

Сейчас, провожая меня из дома, она нет-нет, да и наступит на мою ногу – мстит :).

Забирает жених невесту и с молодежью, а также с одним взрослым человеком – ответственным за противопожарную и другую безопасность :) отправляются в ЗАГС.
Есть мода ездить по нескольким памятникам и возлагать цветы и фотографироваться.
Но мы такого не стали делать.

В отличие от большинства женихов и невест мы друг друга знали, и часто (можно сказать ежедневно) встречались до свадьбы.
В загсе мы смеялись, прикалывались, болтали и очень сильно выделялись своим «нескромным» поведением от остальных пар.
Они были разные: хмурые, молчаливые, скромные, стесняющиеся, высокомерные. Радостные и веселые тоже были.

В загсе все как обычно – регистрация, обмен кольцами, поздравления, вальс Мендельсона, фотографии на па…
Да, можно фотографироваться и в загсе, но мы поехали в другое место. Потом поездили по городу и поехали ко мне домой.

Раньше – лет 20 назад я помню было не так.
Невесту привозили обратно домой к маменьке. Потом вечером за ней приезжали всей толпой. Опять столы и опять угощения. Забирали невесту и пешком шли домой к жениху. Только невеста с несколькими родственниками была в машине, которая плелась за этой толпой родственников и друзей жениха.
Это ночное шествие от невесты к жениху у нас называли «Ёр-ёр».

Представьте себе толпу, человек – 50-100, идут по улицам с огромным факелом, с музыкой и поют песни.
Нельзя это назвать песнями, это что-то вроде частушек.
В таких шествиях всегда были заводилы, которые были солистами и пели эти самые частушки.
Строчку поет солист и все хором подпевают «Ёр-ёр-ёроне!», еще строчка – еще припев.
Этот солист мог остановиться в любой момент посреди улицы.
И тогда его брали в круг. Факельщик тоже был в центре этого круга.
Факел опускался на землю, подливался керосин, и начинались песни и пляски вокруг огня.
Затем факельщик менялся и шествие продолжалось.

Люди жившие на улицах выбегали из своих домов и принимали участие в шествиях.
Раньше, услышав вечером «Ёр-ёр» мы выбегали из дома, чтобы посмотреть.
Каждый день были слышны эти песни.

Конечно, это были очень и очень опасные шествия.
Было очень много случаев ожогов и пожаров.
Чуть больше 20 лет назад я сам получил ожог 2ой степени на одном из таких факельных шествий.

Несколько месяцев, кажется, я сидел дома – лицо полностью обгорело. Но, наверное, не очень глубоко. По меньшей мере никаких следов сейчас нет :)).

Таких случаев было очень много и потом это дело запретили. Сейчас факельных шествий нет.
Надеюсь, что это когда-нибудь еще появится. Как-то я был в Бухаре и видел, как на базаре продавали странные палки с наконечником. Это оказались... ФАКЕЛЫ!
В Бухаре эти свадебные факельные шествия СОХРАНИЛИСЬ!
Так что у нас еще есть шанс поучаствовать в таких шествиях.

Это был экскурс в недавнее прошлое.
В своем повествовании о свадьбе я остановился на том, что после загса и прогулке по городу жених и невеста приезжают в дом к жениху.

А там - толпа народа.
Жених и невеста проходят на свое место. Начинается вечер. Да, это мероприятие у нас называется «Вечер». Длится он 3-5 часов.
Обычная свадьба с поздравлениями, песнями, плясками, с врученьями подарков, речами, иногда долгими, но нудными :).

Всё съедено (4-5 горячих блюд), всё выпито (водка, коньяк, шампанское, а сейчас и вино) гости расходятся и последняя песня все-таки «Ёр-ёр».
Под эту песню жених и невеста… Нет, не уединяются – и не мечтайте! :)
Под эту песню жених, подняв невесту на руки носит ее вокруг костра и заводит в комнату, в которой будут они жить.
В комнате жениха и невесты сидят родственники невесты, да нет, уже не невесты, а ЖЕНЫ!
В НАШЕЙ комнате в первую ночь остаются женщины - родственники ЖЕНЫ и она проводит со своими родными последнюю ночь.

Отдельно нужно сказать про эту комнату.
Все стены в комнате увешены теми самыми подарками, которые подарила невесте сторона жениха, да и сторона невесты тоже.
Под потолком на стенку по периметру забиваются гвозди, и на эти гвозди вешаются подарки.
На стенке ковер или цветастое покрывало.
Смотрится очень и очень красиво.

Т.е. ЖЕНА осталась опять со своими родственниками, но уже в доме МУЖА, а МУЖ идет и дальше продолжает веселиться со своими друзьями.
Если еще может, конечно, веселиться. :)
Если не может, то идет (если может, конечно) спать, а если не может, то его ведут или везут.
В основном, дома для жениха места не находится – слишком много родственников остается на ночь, и он идет спать или к соседям, или к ближайшим родственникам.
Я пошел к дяде. Взял под руки своего брата двоюродного, который не был в состоянии даже стоять и мы пошли.
Сам я был трезв, потому что выпил если, то граммов 100, не больше.
Я больше с Нигиой болтал, наблюдал за всем и радовался жизни.

«Вечер» закончился.

Завтра утром моих родителей и родственников ждет мероприятие, которое называется «Рубинон».
Слово это в прямом переводе звучит как «смотрение лица».

«Вечер» - это мероприятие более для молодежи и среднего возраста.
На вечер старики и официальные знакомые не приходят и не приглашаются.
Они приглашаются на «Рубинон».
Сейчас речь идет о мужской части мероприятия.
Женщины приходят на все мероприятия независимо от возраста, приглашенности и других критериев. Женская любопытность побеждает все! :)

Сейчас стало модным проводить некоторые мероприятия, в том числе и «Рубинон» для мужчин, в форме «нахор-ош».
«Нахор-ош» - это когда рано утром готовится плов и на этот плов приглашаются люди.
В Самарканде «нахор» начинается где-то в 7 утра. :).
Т.е. повар начинает готовить где-то с 2-х часов ночи.
В Самарканде еще ничего, в Ташкенте и в городах Ферганской долины «нахор-ош» начинается где-то в 5 часов.
К 8 часам мероприятие заканчивается.

На «нахор-ош» делается только одно блюдо – плов.
На столе лепешки, чай, фрукты, печеное.
Спиртных напитков нет.
Хотя в Самарканде и на «нахор-ош» умудряются готовить 3-4 горячих блюда и ставить водку и другие спиртные напитки, а некоторые умудряются в это время еще ее и пить. :).
Это НЕ шутка.

Вернемся к «Рубинону».
Мужики – знакомые и соседи стороны жениха, покушав плов, расходятся.
Часов в 12 приходит сторона невесты - и мужчины, и женщины.
Им готовятся несколько блюд + спиртное + прохладительные напитки + …+…+…

Мужики сидят и кайфуют, а женщины делают свое «черное дело» - они смотрят на невесту.
В этот день приходят смотреть невесту родственники, знакомые и соседи стороны жениха.
Невеста в национальной одежде вся укрыта с ног до головы.
На руке платок, которым она время от времени закрывает и открывает лицо.
Так она приветствует гостей.

Каждый, кто хочет поближе разглядеть невесту подходит к ней с подарком и целует ее в обе щеки.
Я был очень удивлен в «Мастер и Маргарите» описанием церемонии, когда каждый гость подходил к ней и целовал в колено.
Очень похоже на "Рубининон".

Наступает момент, и все, ВСЕ покидают дом жениха.
Все гости расходятся и впереди… две недели уборок.
А жених все ждет, когда же наступит вечер, и он сможет увидеть свою ЖЕНУ.

Вечером приглашают в дом муллу и он освящает брак.
Невеста с бабушкой сидят за дверью, жених и мулла сидят у двери.
Он задает вопрос о добровольности вступления в супружеские отношения жениха и невесту.
Невеста должна дать ответ после того, как вопрос будет задан трижды.
Нигина ответила «Да!». Я тоже.
После этого мулла спрашивает у жениха, берет ли он ответственность содержать жену свою в течение всей жизни.
Я ответил «Да!». Прочитав суру из Корана мулла удалился. Уехала и бабушка. Мы остались вдвоем.

На этом свадебные мероприятия не заканчиваются.
Если свадьба обычно бывает в субботу и воскресенье, то на среду следующей недели назначается «Талбон».
Это тоже что-то вроде смотрин, но уже в доме у невесты.
На «Талбон» со стороны жениха едут все родственники и знакомые.
Количество людей оговаривается заранее.
В этот день уже отдыхает и резвится сторона жениха, а сторона невесты обслуживает.

Дело в том, что, когда свадьба проходит дома, никакие официанты не приглашаются.
Все обслуживание висит на друзьях и родственниках жениха.

«Талбон» - это такая же свадьба только народу бывает, обычно, поменьше.
Те же 3-4 блюда, та же водка. Опять же стол для жениха и невесты. Они сидят рядом. Только невеста уже в национальном одеянии для невест. Очень и очень красиво смотрится.

В конце мероприятия жениху сторона невесты дарит подарок.
Невесте тоже дарят подарки и приветствуют ее, как женщину.
Вообще, «Талбон» - это признак того, что девушка стала женщиной.
И если вдруг выяснялось, что невеста не девушка, то никакого «Талбона» и не будет.
Если «Талбон» есть, значит, всё ОК!
Чего только не придумают эти женщины! :)

Через 40 дней после свадьбы сторона невесты приглашает семью жениха и проводит «Чиллагурезон» - «проводы 40 дней».
Не совсем понятно почему делается это мероприятие, но оно есть, по крайней мере у нас это было.

Что касается последнего пункта - писар туй, то это мероприятие связанное с обрезанием мальчиков.


Узбекская свадьба
Источник http://www.islamsng.com/uzb/culture/1253


Таджикская свадьба
Источник: http://tjk.rus4all.ru/traditions/20120906/723290058.html
Начало таджикской свадьбы заложено в сватовстве. Эта процедура у таджиков является первой церемонией , связанной с браком . Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма.
Калым непременный атрибут любой свадьбы, Таджикское понятие слова «помолвка» несет в себе три значения: « кабулдоран » (согласие обладать), « ошхуракон » ( угощение пловом ) и «оклик» (чистота, белизна).
Согласно последнему термину, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.
В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый — «закрепление помолвки». Это более масштабное и дорогостоящее событие проходит в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.
Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы - «лайли», обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.
На первом лежат сдобные свадебные лепешки : « гуль-нон», «фатир», «кульча», которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и т.д.).
Третий поднос самый « вкусный », туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.
О собенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.


Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.
Утром назначенного дня, жених в расшитом золотом национальном халате – чапане , с друзьями и родственниками, под звуки народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Невеста, в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и « чимилик » (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна « помочь » родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.
По традиции , невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом ковер - символ счастливого нового дома . Девушку провожают в « чимилик », туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених.

Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие. Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.
Близится время самого главного свадебного обряда - «никох», аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак.
После молитвы мулла подает паре кубок со святой водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.
Подготовка к обряду « никох » молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд , а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.
После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.
Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.
Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов .


Источник: http://www.banket-moskva.ru/sczenarii-svadeb/svadebnye-sczenarii-naczionalnye/tadzhikskaya-svadba



Узбекская свадьба

Источник: http://www.bazm.uz/statia.php?id=67

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет