On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
admin
администратор


Сообщение: 211
Зарегистрирован: 20.12.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.15 15:36. Заголовок: Лянга, ашички (мослы)


Лянга



В свое время я наблюдал, как ребята во душанбинском дворе играли в эту игру. Сам я практически не играл в нее.
После я нигде не видел, чтобы кто-то играл во что-то похожее в других местах, где мне приходилось быть. Теперь решил поискать информацию об этой игре и нашел следующее:
Источник: http://www.ferghana.ru/article.php?id=4060
Источник: http://www.infokorea.ru/seasons/winter/newyear.php

Игра в лянгу (ЧжегиЧхаги)
Игра в лянгу, 'лянга' делается следующим образом, берем монетку, заварачиваем в бумагу, и прикрепляем к ней перышки, сделанную лянгу подкидываем и пинаем ногой так чтобы она не упала на землю. Есть такая версия, что эта игра появилась в Китае, солдаты заворачивали лоскутки в кожанный мешочек, и тренировались пинать, развивая воинское искусство. Правила игры, играют четвером, пиная по направлениям: Север→Восток→Запад→Юг→Север… тот, кто уронит, проигравший.
Лянгу очень просто сделать при наличии монетки, а также можно приобрести в канцелярском магазине.

Лянга. Кстати, после знакомства с китайским языком я понял происхождение названия этого спортивного снаряда, с которым и я играл в детстве - Лянга - Лян-Гэ - два, пара.
Мол, еще парочку раз... Да и названия вариантов - Люры, Дзяндзи - явно китайского происхождения...
Еще в 60-70-е годы прошлого века в любой школе Ташкента или Ферганы завучи и классные руководители постоянно отчитывали старшеклассников за игру в лянгу на переменках. Пугали, что от этой игры можно заработать грыжу. А игроков в ашички иные родители упрекали не в шутку, мол, чего вы опять с утра до ночи, вместо того, чтобы делать уроки, возитесь с обглоданными костями на улице, как дети из кишлаков? Как будто мы вам не покупаем «хороших игрушек»?..

«Лянга» - лоскуток козьей или овечьей шкуры с пришитой к нему пластинкой свинца
Не знаю, как грыжу, но новичок-неумеха, попытавшийся сгоряча, в пылу азарта повторить за классным игроком в лянгу какую-нибудь из «акробатических» фигур, мог легко получить вывих, растяжение связок и даже перелом ноги. А начинавшие с непривычки упражняться с лянгой по три-четыре часа в день потом долго ходили «походкой кавалериста» - так болели натруженные мышцы ног и спины.

Зато у мастеров игры, одновременно похожей на спорт и на цирковое представление, лянга могла часами взлетать, не опускаясь на землю, умело подбиваемая то ребром ботинка, то носком, то пяткой, то подошвой. То, стоя на одной ноге, то в прыжке, то двумя ногами сразу. Исполнялись бесчисленные комбинации - «виси», «пары» прямые и кривые, «люры», «джанджи», «кайчи».

Проигравшего в групповом состязании иногда заставляли «маяться» - ловить лянгу, перебрасываемую по кругу ловкими пасами более удачливых игроков. По другим правилам, если «мающийся» ловил лянгу, на его место должен был заступить тот, чей пас оказался неудачным. Но это уже была забава, уводящая в сторону от «высокого искусства».

Настоящий мастер лянги мог часами солировать перед толпой зевак, среди которых не находилось желающих вступить с ним в соревнование. Или опытные игроки демонстрировали друг другу финты, совсем как киношные герои популярных в то время восточных единоборств. Да и что говорить, лянга по сложности и необходимой физической подготовке почти не уступала последним.

Совершенству в этой игре, как говорится, не было предела. Но практического смысла, понятного взрослым - ноль. Если не считать чисто спортивного интереса и особенного почета в глазах сверстников. Умение хорошо играть в лянгу входило в обязательный «джентльменский набор» настоящего ташкентского пацана. Причем в «чисто европейских» районах, вроде тогдашнего Чиланзара, ничуть не меньше, чем в махаллях Старого города. Устыдись, несчастный, если ты не освоил хотя бы люр!..

Ну и, конечно, ценились сами лянги, от изначального качества которых зависели их «летные свойства». Лучше всего были лянги из козьих шкур с особенно длинным и жирным ворсом. Если к ним был еще правильно пришит свинец, то они, подлетев высоко, парили, как маленькие парашюты. Попытки делать лянги из кроличьих шапок или синтетических воротников пальто, стянутых из бабушкиного сундука, приводили к тому, что такие изделия летали не вертикально вверх, как от них требовалось, а куда им самим захочется. Хотя малышня, помнится, с удовольствием упражнялась даже с цветками мальвы - похожей формы, с длинными лепестками и тяжелым пестиком вместо свинца.

О происхождении этой игры можно поспорить, если захочется. В Интернете мы наткнулись на интересную публикацию, где говорилось, что лянга, скорее всего, могла быть тренировочным упражнением древних восточных всадников, удерживавшихся в седле без стремян, одной силой мышц ног. «Индо-иранские катафракты (тяжеловооружённые парфянские и тохарские всадники - элитные воины из сословия аристократов-кшатриев) были облачёны в железо с головы до ног, вооружены длинными мечами и тяжелыми штурмовыми копьями», - пишет автор. - «Их сокрушительные удары не могли выдержать знаменитые легионы римлян разбитой ими армии Краса. Удивительно, как держались они на конях без стремян? Их ноги, тоже закованные в железо, наверное, обладали железными мускулами».

Линг, ланг, ленг и даже «long» - разные производные в индо-европейских языках от одного индо-иранского корня, обозначающего удлиненную часть чего-либо, например, тела - в том числе, конечность, ногу. От этого же корня в русском языке, возможно, произошло слово «ляжка» - мышца ноги и «лягать». Значит, лянга - вовсе не легкомысленная игра, а древнее упражнение для ног?..

Другой автор утверждает, что упражнения с предметами из шкур барана или козы существовали в древности на юге Китая, где их использовали для укрепления мышц ног в единоборствах без оружия и всадники при стрельбе из лука. Назывался этот спорт «ланк-га» - «крепкая нога».

По-моему, не стоит отрицать и возможного тюркского происхождения игры-тренировки для ног. Ведь тюркские всадники с самых древних времен удивляли противников своим умением не только держаться на коне без седла, но и метко стрелять из лука на полном скаку, бросив поводья.

Скорее всего, игра, в том или ином ее виде, была общей для всех народов Евразии, но дольше всего сохранялась там, где сохранилось и кочевое скотоводство, и мастерство лихих наездников.
Сегодня лянга находится на грани вымирания. И распространение во всем мире комфортабельного, "вегетарианского" подобия лянги - сокса - никак не может утешить ностальгию по загадочной дрeвней азиатской игре, спутнице нашего безвозвратно ушедшего детства.


Другой не менее экзотичной игрой, которой увлекались в душанбинских дворах были ашички:

Источник: http://www.ferghana.ru/article.php?id=2362&print=1

- "Ашички" или "Альчики" (тюрк., asyk) - эта игра дала начало игре в кости, так как в ней используются самые настоящие кости: путовые суставы (надкопытные кости) бараньей ноги. Эти кости тоже называются "ашичка" или "альчик". Под таким названием игра распространена в Средней Азии, где в нее и в наше время играют не только дети, но и взрослое мужское население. На Руси игра была распространена довольно широко, но в наше время сохранилась только в отдельных сельских районах. Русское название игры - "игра в бабки". В бабки играли не только бараньими костями, но и говяжьими.

Источник: http://www.ferghana.ru/article.php?id=4123
Игральные кости - асик, ашички, альчики, мослы


Древнейшее происхождение этой игры ни у кого не вызывает сомнений. В Египте в альчики играли уже в IV тысячелетии до нашей эры. В Европе астрагалы служили для культовых целей с эпохи энеолита. В кости играли греки, римляне и кельты. В Средней Азии и Казахстана лет двадцать-тридцать назад в ашички были развлечением массовым. Сегодня пацанов, сгрудившихся над кучкой бараньих косточек, изредка встретишь только в селах и провинциальных городках Ферганской долины.

ТУМАННОЕ ПРОШЛОЕ

Правда, первоначально кости использовались не для азартных игр, а для мистических ритуалов - гаданий и предсказаний. Жрецы Древнего Египта, Вавилонские маги и оракулы Эллады также использовали для определения воли богов надкопытные (так называемые "путовые") или позвоночные ("таранные") кости жертвенных быков или овец.

Кости эти имеют различные поверхности: одна гладкая, другая - с ямкой, третья - выпуклая, четвертая - с маленьким острым рожком. Мистики, отрицавшие любую случайность, видели в сочетаниях позиций костей прямые указания божественного провидения, которое нужно только уметь "прочитать", правильно истолковать.


Израильтяне времен до Пророков с помощью метания жребия распределяли земельные участки и общественные должности, а также разрешали многие споры. Гадание на внутренностях жертвенных животных было обыкновением и у тюркских шаманов. А в зороастризме и других индо-иранских верованиях Средней Азии оно имело особенное значение, поскольку скот у огнепоклонников считался такой же священной стихией божественного происхождения, как сам огонь, солнечный свет, ветер, вода и земля. Огнепоклонники, как известно, вообще никогда не умерщвляли домашних животных без ритуала, не попросив разрешения у "Гушт-Урван" - "Великой Души Скота", непрерывную связь с которым поддерживали особенные жрецы.


То, что гадание на костях превратилось в азартную игру, тоже не удивительно. Игроки древности искренне уповали не столько на случай, везение или собственное мастерство, сколько на милость судьбы или высших сил. Хотя чаще всего, поддавшись азарту и собственным страстям, наши предки сами становились лишь их игрушками, слепыми орудиями провидения, карающего одних и возвышающего других. Известный эпизод Евангелий, в котором римские стражники разыгрывают между собой в кости одежду распятого Христа, по мнению богословов и религиоведов, содержит не просто картинку нравов того времени, но и указание на какой-то мистический ритуал.

А в древнеиндийском эпосе "Махабхарата" история борьбы родственных царских фамилий Пандавов и Кауравов, в символической форме отражающая еще более древний ведический миф о борьбе богов Космоса с демонами-асурами нижнего мира, начинается с игры в кости. Старший из братьев Пандавов, ослепленный азартом (или провидением?), проигрывает Кауравам свое царство, своих братьев, себя самого и даже жену Драупади, из- за чего в последствии начнется великая битва народов. За соучастие в битве вдовы героев потом проклянут самого бога Кришну, и это проклятие приведет бога к гибели, а "Золотой Век" к закату.

Правда, во времена "Махабхараты" в Индии играли не костями животных, а обточенными орехами. Зато в древнейшем из ведических гимнов, Ригведе, содержится прямое указание на игру в кости и ее двойной смысл: "Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в своей собственности и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!"

Викинги, по свидетельству историков, тоже могли проиграть в кости все свое имущество, близких и себя самих, становясь рабами, но винили в этом не свою алчность, а видели волю асов - своих жестоких богов.

Некоторые историки считают, что византийцы первыми начали делать искусственные костяные кубики, вырезая на их гранях буквы или цифры. У Византии игральные кости переняли крестоносцы и арабы.

Христианская церковь средневековья, разумеется, не могла поощрять азартных игр, как и любых попыток гадания, предсказаний судьбы, полагая, что человек, чуждый полному смирению перед своей участью, никогда не будет угоден Богу. Но именно в ту героическую эпоху возникла легенда, согласно которой Святой Бернар Клервосский - вдохновитель крестовых походов, однажды обрел себе верного последователя с помощью игры в кости, выиграв душу у грешника, поставившего ее на кон против его коня. И основной богословский труд Святого Бернара "О Благодати и Свободе Воли", ставший в последствии одним из орудий католической церкви против идей реформации, выражал мысль, что человеческая добродетель сама по себе бессильна без помощи Провидения... А, стало быть, для достижения благих целей, подходят любые средства, лишь бы цели те были угодны Богу - решили потом иезуиты. А как узнать волю Бога?.. По результату действия.

На Руси играли в бабки и альчики. Вот как толкует это слово "Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля": "АЛЬЧИК м. арх. игорная говяжья надкопытная кость, козна, козан, бабка, костыга, шляк, лодыга, баска; лат. Talus.". А от лодыги, встретившейся нам в определении, образовано слово лодыжник, что значит "игрок в бабки", а в переносном смысле - "лентяй, бездельник". Интересно, что потомки русских переселенцев в Среднюю Азию, по их рассказам, в начале XX века тоже называли эту игру "альчики", сохранив в обороте именно русское слово, а не заимствовав местные, тюркские термины "ашик" или "асык".

В узбекских народных сказках в ашички играл Ходжа Насреддин, играли духи-пери, играли сказочные принцы и принцессы. Играли по классическим правилам древней игры в кости, которую, говорят, еще можно было увидеть в ташкентских чайханах в 30-50-е годы. Игроки делали ставки, а банкомет метал ашички из пиалы, кулака или из рукава халата. По комбинациям выпавших костей определяли очки.

УХОДЯЩЕЕ НАСТОЯЩЕЕ

Во второй половине XX века подростки в Ташкенте и в Фергане играли в ашички по правилам, куда больше похожим на ту самую русскую игру в бабки, когда кости ставятся на кон в ряд или пирамидкой в специально очерченный на земле круг (или квадрат), а игроки по очереди бьют по ним битами - "сочками". И выглядело это почти так же, как в стихотворении А.С.Пушкина "На статую играющего в бабки":
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! Раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

Положениям падающих ашичек, особенно бит-сочек (по-другому - сак), тоже придавалось большое значение. Положения костей назывались в Ташкенте так: "таган" - вертикальное положение острым рожком вниз, к земле; "алыч" или "альчи" - неустойчивое положение острым рожком вверх; "пука" - устойчивое положение ямочкой вниз, а выпуклой стороной вверх; "чика" - устойчивое положение ямочкой вверх, а выпуклой стороной вниз.

Если сочка (сака) падала на таган или алыч, игрок мог продолжать бить по кону, даже если предыдущим ударом он не выбил из него ни одной кости. Биты бросали по кону издали, потому многие игроки предпочитали первым ударом не бить прямо в кон, а "подсакивать", то есть подкидывать свою сочку по ближе к кругу, в надежде на свое мастерство или случай, что сочка упадет как надо. Жеребьевкой сочками определялась и первоначальная очередность попыток.

Чисто спортивная меткость броска при игре в ашички была важна, но элементы азарта и непредсказуемости игры в кости в ней еще оставались. Кроме того, на кон поверх мослов обычно ставили деньги - медные монетки и даже "железные" рубли эпохи СССР (их тоже нужно было выбить из круга). Или же присваивали стоявшим на кону ашичкам заранее оговоренные денежные номиналы. Так сказать, "условные единицы" того времени...

Азарт не только спортивный, порождал и шулерство. На кон ставили мослы со сточенными от долгого употребления в игре рожками - "точенки", считавшиеся уже не годными как биты. А сочкам или лобанам (крупным сочкам) иногда пытались незаметно подточить самые острые грани или утяжелить их свинцом, маскируя высверленные в мослах дырки грязью или лаком для ногтей. Дескать, такая мода - покрасить лаком любимый лобан. Но "рефери" - матерые игроки, присутствующие в качестве авторитетов на более-менее серьезных ашичных "турнирах", внимательно следили за правилами и выявляли шулеров. Наказание за такой мухлеж, правда, было не очень строгим. Нарочно подточенную сочку или залитый свинцом лобан просто запрещали использовать как биту и... приравнивали к начальному номиналу "точенки", которому цена была ровно 1 копейка. Тогда как хороший, не забракованный авторитетами лобан, уже проигравшийся в пух игрок, мог поставить на кон последней ставкой с номиналом от 10 копеек до рубля.

Взрослые, что примечательно, так дружно ополчавшиеся на лянгу, куда более снисходительно относились к играм в ашички, хотя наверняка догадывались о реальных правилах. Возможный риск того, что их чада могут нечаянно повредить своему физическому здоровью, пытаясь отбить двадцать люр подряд, должно быть, казался многим гораздо серьезнее нравственных искушений игры в ашички на деньги. Словом, игра оставалась, как и всегда - отражением времени... Ашички были более понятны взрослым.

Мы играли в мослы с утра до ночи, где только могли, на любом подходящем покрытии. На земле пустырей, которых тогда еще было не мало, и на асфальте тротуаров. Но самые крупные схватки в спальных районах Ташкента в то время обычно происходили на бетонном дне какого-нибудь пустого бассейна. Таких бассейнов после землетрясения 1966 года настроили во дворе почти каждого многоэтажного дома в "европейских" кварталах Ташкента, но к середине семидесятых их давно уже не наполняли водой…

Альчики – предмет многофункциональный и полисемантичный
Находки альчиков распространены на обширных территориях Средней Азии, Восточной Азии, Урала, Сибири, Поволжья, Кавказа и Закавказья, Восточной Европы, Средиземноморья. Игры, обряды и гадания, связанные с астрагалами, были достаточно распространённым и популярным явлением на большей части Евразийского континента в эпоху бронзы и раннего железного века. Наибольшая частота встречаемости астрагалов в погребениях выпадает именно на территории Средней Азии и Западной Сибири, где проживали скотоводческие тюркоязычные племена у которых астрагал был символом скотоводства. Астрагалы могли применяться одновременно для игры, для гаданий, в качестве оберегов и погребального инвентаря.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет