On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
admin
администратор


Сообщение: 339
Зарегистрирован: 20.12.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.15 11:57. Заголовок: Имматшоев Максудшо


Имматшоев Максудшо

Мои воспоминания - вспоминаю его по фото, кажется жил в соседнем доме или приходил к своим друзьям. Помню был классный (как сейчас бы сказали) парень, симпатичный, стройный. Когда он появлялся в беседке соседнего дома - он и его друзья приносили инструменты и начинали петь. Здесь были и гитара и национальные инструменты. Я с интересом наблюдал за их игрой. Их компания было очень музыкальной и доброй, не было мата и выпивки - они не прогоняли зевак, которые всегда собирались их послушать. Я даже не знал его по имени. Впоследствии, через много лет, я видел его на киностудии (я приходил туда к своим знакомым) и помню фото его среди актерского состава.
Источник: http://www.asiaplus.tj/articles/143/3573.html

«Летучий голландец» 21.05.2009г.



Автор: Манижа КУРБАНОВА, Asia-Plus

Памяти прекрасного актера, режиссера и педагога Максудшо Имматшоева.
Его жизнь оборвалась трагически в 40 лет - в расцвете творческих сил и замыслов.
16 лет назад не стало Максудшо ИММАТШОЕВА.


Звезду советского кино, талантливого режиссера таджикского телевидения мы вспоминаем сегодня.
В ЕГО рабочей биографии совсем мало записей. Максудшо Имматшоев родился 15 сентября 1953 года в Ташкенте в семье заслуженного артиста Таджикистана Кимматшо Имматшоева, окончил Всесоюзный институт кинематографии (ВГИК), многие годы преподавал в Таджикском институте искусств.
С 1986 года работал режиссером Главной редакции литературных и музыкальных программ таджикского телевидения.
В связи с трагическими событиями в республике, он вместе с братом уехал в 1991 в Москву, затем перебрался в Германию. Погиб 3 октября 1993 года в автокатастрофе во Франкфурте-на-Майне.

Актер

КТО хоть раз видел Максудшо Имматшоева в кинофильмах, не сможет никогда забыть его красивые, выразительные глаза. Я, автор этих строк, будучи еще школьницей, влюбилась в актера, когда он играл роль сына Садыкджанбая в 17-серийном киноромане "Огненные дороги" узбекского режиссера Шухрата Аббасова. Так как его мать - режиссер ТВ Махбуба Халикова - была по национальности узбечкой, Максудшо в совершенстве знал узбекский язык, и актера не раз приглашали жить и работать в Узбекистан, но он не соглашался.

С чего же начинался путь в кино у Максудшо Имматшоева? Это была небольшая роль мальчика в фильме "Хокистари сузон" ("Горячий пепел") в середине 60-х годов.

Вспоминает его супруга, однокурсница по ВГИКУ, актриса Тоджиниссо Саидова:
- В 1971 году объявили набор таджикских ребят во ВГИК. Так получилось, что нас было 12 человек - 6 парней и 6 девушек, из которых по окончании института получилось 4 семейные пары, в том числе и наша с Максудшо. Конечно, все мы знали, что он сын известного комедийного актера К. Имматшоева. Но приняли его в институт не из-за этого. С самых первых дней учебы Максудшо выделялся среди других своей эрудированностью, начитанностью.

По словам супруги, в студенческие годы он был душой каждой компании. Поэтому нередко его приглашали к себе в комнаты общежития и иностранные студенты, с которыми он прекрасно общался не только на русском, но и на английском языке.

- Был такой период в его жизни, когда он часто пропускал занятия, но когда подходило время экзаменов, он неделями сидел за книгами, на экзамен заходил первым и сдавал на "отлично".
И Максудшо единственный среди нас всех окончил ВГИК с "красным" дипломом, - говорит Т. Саидова.

Мэтр таджикской эстрады, композитор Далер Назаров вспоминает:
- Мне было лет 15, когда однажды к нам домой вместе с моим старшим братом Давлатом пришел Максудшо. Я тогда был школьником, а Максудшо учился в Москве, во ВГИКе. С первого же мгновения, с первых же слов он поразил меня своим безграничным мировоззрением, способностью охватить любую тему, и, конечно, в нашем случае, главной темой была музыка. Мы пели друг другу свои песни. Его песни были очень красивые, особенно в его собственном исполнении. С этого дня началось наше сотворчество, которым я живу и по сей день…

Кто не помнит сыгранную М. Имматшоевым роль Шукрулло в фильме "Юности первое утро" Давлата Худоназарова? Красавец-басмач Шукрулло не может не поразить зрителя своими светскими манерами, изысканностью, присущей богатым и образованным людям той эпохи. Хотя у нас было принято показывать басмачей как последних подлецов и отщепенцев, после просмотра этого фильма у человека такого чувства не возникало. Наоборот, была какая-то внутренняя симпатия к герою.

А чего стоит главная роль поэта Мишеля Лафара в фильме "Бой на перекрестке" Анатолия Тюттюнника, где Максудшо на одной съемочной площадке со звездами советского кино Василием Лановым, Всеволодом Абдуловым, Людмилой Чурсиной сыграл роль француза так превосходно, что мало кто догадывался, что это - таджикский актер?

Его фильмографию составляют такие киноленты как "Бросок" (1981), "Капкан для шакалов" (1985), "Дополнительный прибывает на второй путь" (1986), "Хромой дервиш" (1986), "Чудовище или кто-то другой" (1988)…

Максудшо Имматшоев был большим романтиком.
Все, что он ни делал в жизни, выделялось своей красотой и эстетичностью.

Т. Саидова:

- Как мы полюбили друг друга? Трудно ответить на этот вопрос. Он был такой заботливый и ласковый. Я старалась его всячески опекать, оберегать, потому что были люди, которые старались ставить палки в колеса, а он был таким беззащитным! Но все это было просто дружбой, пока однажды утром, замечая его ухаживания за мной и принимая все это за ребячество, я не обнаружила на столе комнаты общежития букет полевых цветов. Мы жили тогда в районе Галушкино Москвы, где недалеко от общежития был небольшой лес. Весенними ночами влюбленные студенты ходили за цветами туда, чтобы утром приносить букеты своим любимым. Я этого от него просто не ожидала. Вернувшись в Душанбе, мы сыграли свадьбу…

Педагог

ПО словам супруги, Максудшо предлагал остаться в институте и обеспечить жильем сам Сергей Федорович Бондарчук, потому что видел в нем талант режиссера.

- Но Максудшо было невозможно уговорить жить без родины. Даже в студенческие годы, когда многие из нас не приезжали домой на зимние каникулы, он копил деньги на билет и обязательно возвращался на неделю-две в Душанбе. Я не могу жить без любимого города, - говорил он.

После окончания вуза почти все однокурсники стали актерами. Но Максудшо не захотел работать в театре, где в свое время работал его отец и посвятил свою жизнь педагогической работе - стал преподавателем факультета режиссуры Таджикского института искусств.

Вспоминает старший преподаватель ТИИ Нигина Раджабова - близкий друг и ученица М. Имматшоева:
- С Максудшо Кимматшоевичем я познакомилась в 1983 году, была его студенткой. Потом стала работать с ним на одной кафедре - актерского мастерства и режиссуры. У него был особый талант - он мог раствориться в студенте и сделать в последующем из него Личность. Он давал силы для созидания. Именно благодаря Максудшо и его необычным лекциям, в 80-е годы появилась целая плеяда талантливых режиссеров и актеров.

По ее словам, Максудшо Имматшоев даже писал стихи на русском языке.
- Он своими руками изготовил маленькую книжку. Прекрасно оформил переплет, написал там свои стихи, которые стал сочинять на съемках фильма В. Ахадова "Дополнительный прибывает на второй путь".
Вспоминает известный режиссер Рустам Шоазимов, студент ТИИ в 1985-1989 годах:

- Максудшо был гением, и этим все сказано. Как педагог он был для нас лучше, чем Макаренко… Я не преувеличиваю, стоило лишь только раз посидеть на его лекции. Поражал его удивительный стиль в режиссуре. В принципе, тогда молодой, я многого не понимал. А сейчас, когда уже по возрасту я старше его, думаю, что он шел намного впереди своего времени…. Он смог слепить из нас что-то, раз многие из его студентов достигли таких высот. Я семейный человек и всегда удивляюсь тому, как много времени он уделял нам, студентам. Не думая о своей семье, он мог пропадать в институте сутками…

По словам Шоазимова, на их курсе было "западло" не приходить на лекции Имматшоева. "Это были упоительные беседы, споры, он советовался с нами, - рассказывает режиссер, - и когда у меня была возможность уехать на учебу в Москву, Максудшо смог доказать мне, что дело не в том, где ты учишься, а дело в том, как ты это делаешь. Эта преданность своему делу сделала его в наших глазах Гуру - духовным учителем. До сих пор приходит ко мне во сне и дает советы в моей работе…

«У него не было возможности снимать фильмы и оставить их истории, но он сумел воспитать и привить изысканный вкус своим студентам, друзьям. И все мы - его друзья, ученики, соратники, продолжаем нести память о нем в своем сердце, и все то, что создается нами - создается им, без которого ни один из нас не состоялся бы сегодня…», - Далер Назаров.

Режиссер

КОГДА М. Имматшоев пришел на телевидение, то смог внедрить свои новаторские идеи уже на практике. Многие на таджикском ТВ называли его "летучим голландцем". Почему?

Вспоминает главный художник-декоратор Первого канала Салимшо Пирумшоев:

- Он был удивительным человеком в работе. Очень много думал, делал зарисовки, но не показывал сценария. В один прекрасный день все делалось на ходу, спонтанно: стрелой залетал в студию, устанавливал камеры, согласовывал со мной декорации и выбирал себе операторов. Съемки проходили на одном дыхании, и надо сказать, что он никогда не ошибался в подборе съемочной группы - все самые лучшие операторы и техники стремились попасть к нему в группу.

Вспомнить его фильмы-концерты, среди которых выделяется "Зебо" мераксад ва месарояд", где режиссер сумел показать красоту не только танцев легендарного ансамбля "Зебо", но и оставить память как о неповторимых певицах. Поэтому ролики с этого фильма-концерта почти 20 лет крутят по нашим телеканалам и сохранены в "золотом" фонде Гостелерадио. А его фильм о певице Бушафше Ахмадовой сделал ее знаменитой в одночасье!

По словам его ученика, главного режиссера Первого канала Наби Набиева, Максудшо Имматшоев был неотразим в съемках музыкальных передач.

- Это работа не с одной камерой. Ведь необходимо показать номер (сегодня - клипы) со всех сторон, чтобы был единый образ. Поэтому часто на съемках было установлено четыре, а то и больше видеокамер. Чего стоит его этнографический фильм "Чарх", где прекрасно показаны бадахшанские мотивы и мелодии.

Я не хочу уезжать

КОГДА началась гражданская война, Максудшо перестал работать. Брат уговорил его уехать в Москву. Несколько месяцев прожив там, он с братом Тимуршо уехал жить в Германию.

Вспоминает Т. Саидова:

- В сентябре мужу исполнилось 40 лет. Он периодически звонил, обещал выслать деньги. Старший сын Макбулшо учился тогда в 6 классе, Мехри и Диловаршо еще были маленькими. 11 октября у меня был день рождения. Пришли наши однокурсники, я веселилась, танцевала, и даже не заметила их печальных взглядов, сердце не почувствовало, что над моим домом давно нависла беда. Оказывается, все кроме меня, уже знали о его гибели. Никогда не забуду его прощальный взгляд, когда он улетал в Москву:

- Прости меня, если бы ты знала, как я не хочу уезжать…
Источник: http://taji.ru/news/2007-05-20-362.php

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет